ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ВСЕЛЕНСКОЙ ВЕЛИКОЙ БОРЬБЫ
Какой же главный вопрос решается в этой борьбе, ведущейся между жизнью и смертью?
Божье правление и Его закон. Божий нравственный закон так же необходим для существования Вселенной, как и физические законы, содержащие ее и хранящие ее жизнедеятельность. Грех есть «беззаконие» (1 Ин. 3:4), или по-гречески «аномиа». Беззаконие берет свое начало в отвержении Бога и Его правления.
Вместо того чтобы признать свою ответственность за беззаконие в этом мире, сатана обвиняет Бога. Он заявляет, что Божий закон деспотичен, и посягает на свободу личности. Продолжая свои обвинения, сатана утверждает, что закон исполнить невозможно, следовательно, он действует против интересов сотворенных существ. Постоянно и вероломно подрывая авторитет закона, сатана пытается ниспровергнуть Божье правление и даже Самого Бога.
Христос и вопрос послушания. Искушения, которым подвергался Христос во время Его земного служения, показали, насколько серьезна борьба за послушание и покорность Божьей воле. Перенося эти искушения, чтобы быть «милостивым и верным первосвященником» (Евр. 2:17), Он сразился в единоборстве со смертельным врагом. В пустыне после сорокадневного поста Христос был искушаем сатаной превратить камни в хлеб в доказательство того, что Он действительно был Сыном Божьим (см. Мф. 4:3). Еще в Едеме сатана искушал Еву усомниться в слове Божьем. Точно так же и теперь он пытался заставить Христа усомниться в справедливости слов, сказанных Богом при Его крещении: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Если бы Христос поступил по-своему и превратил камни в хлеб, чтобы доказать Свою Божественность, то Своим поступком Он проявил бы недоверие Богу. Его миссия закончилась бы поражением.
Но наивысшим принципом Христа было следование слову Его Отца. Несмотря на сильный голод, Он ответил на искушение сатаны такими словами: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Мф. 4:4).
Во время второго искушения сатана показал Христу панораму царств этого мира и дал обещание: «Все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне» (Мф. 4:9). Искуситель как бы предложил Иисусу приобрести весь мир, не перенося мучений на Голгофе, при условии, что Он поклонится ему, сатане. Без тени сомнения и сохраняя абсолютную верность Богу, Иисус повелел: «Отойди от Меня, сатана!» Затем Иисус повторил слова из Священного Писания, самого могущественного оружия в великой борьбе: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10). Этими словами битва была закончена. Христос нанес поражение сатане, сохраняя Свою полную зависимость от Отца.
Великое противостояние на Голгофе. Своего апогея эта вселенская борьба достигла на Голгофе. Сатана прилагал новые и новые усилия, чтобы помешать Христу выполнить Его миссию по мере того, как Его земное служение приближалось к концу. Он особенно преуспел, потому что привлек на свою сторону религиозных лидеров того времени. Они завидовали популярности Христа и решили убить Его, что заставило Христа прекратить Свое общественное служение (см. Ин. 11:45—54). Один из учеников предал Иисуса, лжесвидетели оклеветали Его, и в результате Христос был арестован, осужден и приговорен к смерти (см. Мф. 26:63, 64; Ин. 19:7). Иисус остался верным до смерти, проявляя полное послушание воле Своего Отца.
Жизнь и смерть Христа принесли благословение не только человеческому роду. Говоря о кресте, Христос сказал: «Ныне князь мира сего изгнан будет вон» (Ин. 12:31); «князь мира сего осужден» (Ин. 16:11).
На кресте вселенская борьба достигла своего апогея. Любовь, верность и послушание, которые Христос проявил перед лицом жестоких нападок сатаны, подорвали положение князя тьмы и обрекли его на окончательное поражение.
Споры о Христе. Сегодня споры ведутся об авторитете Христа, и под сомнение ставится не только Его закон, но и Его Слово — Священное Писание. Предлагаются такие методы толкования Библии, что Божественному откровению не остается места2. К Писанию относятся так, будто оно не отличается от любого другого древнего документа. Его анализируют при помощи той же критической методики. Все большее число христиан, в том числе и богословов, не принимают Писание за Слово Божье, безошибочное откровение Его воли. В результате они начинают сомневаться в библейском описании Личности Иисуса Христа. Споры ведутся вокруг Его естества, рождения от Девы, чудес и воскресения
Самый главный вопрос. На вопрос Христа: «За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?» ученики ответили: «Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» (Мф. 16:13, 14). Другими словами, большинство из современников Христа принимали Его за обычного человека. Затем Писание сообщает, что Иисус спросил Своих двенадцать учеников: «А вы за кого почитаете Меня?» «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога Живого. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» (Мф. 16:15—17).
Сегодня перед каждым из нас стоит тот же вопрос, который Христос задал Своим ученикам. Какой ответ даст человек на этот жизненно важный вопрос, зависит от того, насколько он доверяет Слову Божьему.
Центральная Личность библейской истины. Христос является центральной Личностью Священного Писания. Бог призывает нас постичь истину, явленную в Иисусе (см. Еф. 4:21), потому что Он есть истина (см. Ин. 14:6). Во вселенской борьбе сатана использует лукавство: он убеждает людей, что они могут понять истину независимо от Иисуса. Для изучения людям предлагается несколько основных аспектов истины, причем они поданы либо каждый отдельно, либо в сочетаниях: 1) человек; 2) природа, или обозримая Вселенная; 3) Писание; 4) Церковь.
В то время как все они частично открывают истину, Писание показывает, что Христос является Творцом человека, природы, Писания, Церкви и выше их. Все они имеют реальный смысл только в Том, от Кого берут свое начало. Изучение библейских доктрин в отрыве от Христа приводит к непониманию «пути, истины и жизни» (Ин. 14:6). Это соответствует самой природе и целям антихриста: направить внимание человека на любые другие истины, но только не на Христа. (В греческом оригинале слово «антихрист» может означать не только «против» Христа, но и «вместо» Христа.) Заменяя Христа в церковном учении другими важными истинами, сатана достигает своей цели: он отвлекает внимание от Того, Кто является единственной надеждой человечества.
Роль христианского богословия. Вселенское видение великой борьбы открывает попытки сатаны лишить Христа надлежащего Ему положения как во Вселенной, так и в учении. Богословие как наука о Боге и Его взаимоотношениях со Своим творением должно объяснять все доктрины во свете Христа. Христианское богословие призвано вселять уверенность в авторитете Божьего Слова и сделать учение о Христе центральным учением. Если христианское богословие выполняет эту задачу, то оно служит интересам Церкви, потому что раскрывает сущность вселенской борьбы, показывает ее в истинном свете и участвует в ней с единственно неопровержимым аргументом — Христом, явленным в Писании. В таком случае Бог может использовать богословие как действенное средство, помогающее людям противостоять сатанинским козням на земле.
ЗНАЧЕНИЕ УЧЕНИЯ О ВЕЛИКОЙ БОРЬБЕ
Учение о великой борьбе показывает грандиозное сражение, в которое вовлечен каждый человек, рожденный в этом мире. Фактически она затрагивает каждый уголок Вселенной. Писание говорит: «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12).
Учение о великой борьбе побуждает к постоянному бодрствованию. Понимание учения о великой борьбе убеждает человека в необходимости бороться со злом. Только при одном условии ему будет сопутствовать успех: если он осознает свою зависимость от Иисуса Христа, Вождя воинств небесных, Господа «крепкого и сильного, Господа, сильного в брани» (Пс. 23:8). Апостол Павел предлагает нам последовать победоносной стратегии Христа: «Приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злой и, все преодолев, устоять. Итак, станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф. 6:13—18). Долг всех истинных христиан — быть терпеливыми, молиться, во всякое время быть готовыми к борьбе, проявляя постоянную зависимость от Бога.
Понимание великой борьбы во Вселенной объясняет тайну страдания. Бог не является источником зла. В бедствиях этого мира нельзя винить Того, Кто «возлюбил правду и возненавидел беззаконие» (Евр. 1:9). За жестокость и страдания несет ответственность падший ангел, сатана. Мы начинаем лучше понимать, откуда берут начало грабежи, убийства, похоронные процессии и катастрофы, когда смотрим на них во свете великой борьбы.
Крест свидетельствует как о пагубной силе греха, так и о величии Божьей любви к грешникам. Следовательно, тема великой борьбы учит нас ненавидеть грех и любить грешника.
Учение показывает непреходящую любовь Христа к нашему миру и Его заботу о нем. После Своего возвращения на небо Христос не оставил Своих последователей сиротами. Глубоко сочувствуя нам, Он послал нам необходимую помощь для борьбы со злом. Святому Духу было поручено замещать Христа и быть нашим постоянным спутником до тех пор, пока Христос не вернется на землю (см. Ин. 14:16; ср. Мф. 28:20). Ангелам также было поручено принимать участие в Его деле спасения (см. Евр. 1:14). Наша победа обеспечена. Мы можем с надеждой и мужеством глядеть в будущее, потому что история находится в руках Божьих. Мы можем славить Его за дело спасения, которое Он совершает.
Учение открывает вселенское значение креста. Спасение человечества полностью зависело от служения и смерти Христа, потому что Христос пришел отдать Свою жизнь ради прощения наших грехов. Сделав это, Он оправдал характер Своего Отца, Его закон и Его правление, против которых сатана выдвинул ложные обвинения.
Жизнь Христа подтвердила справедливость и благость Бога. Она показала, что закон Бога и Его правление истинны. Христос показал несостоятельность сатанинских нападок на Бога и открыл, что кающийся грешник, признавая свою зависимость от Божьей силы и благодати, может подняться выше тревог и разочарований, приносимых искушениями повседневной жизни, и побеждать грех.