ИИСУС ХРИСТОС – ПРОРОК, СВЯЩЕННИК И ЦАРЬВ Израиле положение пророка, священника или царя было особенным и, как правило, сопровождалось служением посвящения через помазание (см.
3 Цар. 19:16;
Исх. 30:30;
2 Цар. 5:3). Грядущий Мессия, Помазанный, на Которого указывали пророчества, должен был выполнять все эти три обязанности. Свое посредническое служение между Богом и нами, людьми, Христос совершает, будучи одновременно Пророком, Священником и Царем. Христос-Пророк возвещает нам Божью волю, Христос-Священник представляет нас Богу и открывает Бога нам, а Христос-Царь осуществляет Божье милостивое правление над Своим народом.
Христос — пророк. Бог предсказал Моисею о пророческом служении Христа: «Я воздвигну им Пророка из чреды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (
Втор. 18:18). Современники Христа сознавали, что это предсказание исполнилось (см.
Ин. 6:14; 7:40;
Деян. 3:22,23).
Иисус говорил о Себе как о «пророке» (
Лк. 13:33). Он провозглашал с пророческой властью (см.
Мф. 7:29) принципы Божьего царства (см.
Мф. 5-7; 22:36-40) и предсказывал будущее (см. Мф. 24:1- 51;
Лк. 19:41-44).
Еще задолго до воплощения Христос наделил библейских писателей Духом Своим и дал им пророчества относительно предстоящих Ему страданий и последующей славы (
1 Петр. 1:11). После вознесения Он продолжал открывать Себя верующим. Писание говорит, что Он дает Свое «свидетельство», «дух пророчества» Своему верному остатку (
Откр. 12:7; 1:10; см. главу 18 этой книги).
Христос — Священник. Своею клятвой Бог безоговорочно утвердил священство Мессии: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (
Пс. 109:4). Христос не был потомком Аарона. Подобно Мелхиседеку, право на священство Он получил от Бога (см.
Евр. 5:6, 10; см.
Евр. 7). Его посредническое служение Священника состояло из двух этапов: земного и небесного.
1. Земное священство Христа. Служение священника при жертвеннике всесожжения символизировало земное служение Иисуса. Иисус был правомочен занимать положение священника: Он был истинным Человеком, Который был «призван Богом» и «поставлен на служение Богу» с особой задачей «приносить дары и жертвы за грехи» (
Евр. 5:1, 4, 10).
Священник должен был примирить верующих с Богом с помощью особой системы жертвоприношений, символизирующей собой действие, обеспечивающее искупление греха (см.
Лев. 1:4; 4:29, 31, 35; 5:10; 16:6; 17:11). Таким образом, постоянные жертвы на жертвеннике всесожжения символически изображали постоянное примирение.
Эти жертвы были недостаточны. Они не могли сделать совершенным человека, приносящего их, удалить его грехи или очистить совесть (см.
Евр. 10:1-4; 9:9). Они были просто тенью будущих благ (см.
Евр. 10:1; ср. 9:9, 23, 24), В Ветхом Завете сказано, что Мессия Сам займет место приносимых в жертву животных (см.
Пс. 39:7-9;
Евр. 10:5-9). Следовательно, эти жертвы указывали на страдания, которые Христос-Спаситель примет вместо нас, и на Его искупительную смерть. Он, Агнец Божий, стал грехом, проклятием ради нас. Его кровь очищает нас от всякого греха (см.
2 Кор. 5:21;
Гал. 3:13;
1 Ин. 1:7; ср.
1 Кор. 15:3).
Итак, во время земного служения Христос был Священником и Жертвой одновременно. Его смерть на кресте была частью Его священнического служения. После Его жертвы на Голгофе Его посредническое служение как Первосвященника стало совершаться в небесном святилище.
2. Небесное священство Христа. Священническое служение, начатое Иисусом на земле, заканчивается на небе. На земле Он уничижил Себя до положения страдающего слуги Божьего, а потому имеет право быть нашим Первосвященником на небесах (см.
Евр. 2:17, 18; 4:15; 5:2). Пророчество открывает, что Мессия должен быть священником на престоле Божьем (см.
Зах. 6:13). После Своего воскресения уничиженный Христос был возвышен. Теперь наш Первосвященник сидит «одесную престола величия на небесах», совершая служение в небесном святилище (см.
Евр. 8:1, 2; ср. 1:3; 9:24).
Христос начал Свое посредническое служение сразу после вознесения. Поднимающееся облако курения во Святом отделении храма символизирует заслуги, молитвы и праведность Христа, которые делают наше поклонение и наши молитвы приемлемыми для Бога. Фимиам можно было воскурять только на углях, взятых с жертвенника всесожжения, что указывает на тесную связь между посредническим служением и искупительной жертвой на жертвеннике. Христос принес полную, совершенную жертву примирения. На этом основывается Его посредническое служение.
Это служение несет ободрение Его народу: Он «может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (
Евр. 7:25). Поскольку Христос ходатайствует за Свой народ, все обвинения сатаны лишены юридической силы (см.
1 Ин. 2:1; ср.
Зах. 3:1). Апостол Павел задает риторический вопрос: «Кто осуждает?» Затем он уверяет, что Сам Христос находится одесную Бога и ходатайствует за нас (см.
Рим. 8:4). Христос подтверждает Свое служение Посредника словами: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (
Ин. 16:23).
3. Христос — Царь. Бог «на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает» (
Пс. 102:19). Само собой разумеется, что Сын Божий, являясь Личностью Божества, участвует в этом Божественном правлении над всей Вселенной.
К тому же Христос как Богочеловек будет царствовать над всеми, кто принял Его своим Господом и Спасителем. Сказано: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты — жезл царства Твоего» (
Пс. 44:7;
Евр. 1:8,9).
Царство Христа не было установлено без борьбы, ибо «восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника (Мессии) Его» (
Пс. 2:2). Но их нечестивые замыслы терпят провал. Бог воцарил Мессию, провозгласив: «Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею». Он говорит Ему: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (
Пс. 2:6, 7;
Евр. 1:5). Царь, Которому надлежит занять престол Давида, назван именем «ГОСПОДЬ — НАША ПРАВЕДНОСТЬ» (
Иер. 23:5, 6). Правление Христа уникально, потому что на небесном престоле Он является священником и царем одновременно (см.
Зах. 6:13).
Ангел Гавриил возвестил Марии, что Иисус будет Правителем — Мессией; «И будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (
Лк. 1:33). Это правление изображено двумя престолами, которые символизируют два Его царства. «Престол благодати» (
Евр. 4:16) представляет царство благодати, а «престол славы» (
Мф. 25:31) — царство славы.
1. Царство благодати. Царство благодати было установлено сразу после грехопадения первого человека. Оно существовало по Божьему обетованию. Через веру люди могли стать его гражданами. Однако до смерти Христа это царство не было полностью утверждено. Когда на кресте Христос воскликнул: «Совершилось», условия плана спасения были выполнены и был утвержден новый завет (см.
Евр. 9:15-18).
Слова, провозглашенные Иисусом: «Исполнилось время и приблизилось Царствие Божие» (
Мк. 1:15), прямо указывали на то, что скоро Его смертью будет утверждено Царство благодати. Это царство основано на служении искупления, а не на творении, и его гражданами становятся через возрождение — новое рождение. Иисус постановил: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (
Ин. 3:5; ср. 3:3). Он сравнил рост царства с необычайным развитием горчичного зерна и с действием закваски на тесто (см.
Мк. 4:22-31;
Мф. 13:33).
Царство благодати проявляется не внешним образом, а в действии на сердца верующих. Это царство, учил Иисус, не придет «приметным образом, и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (
Лк. 17:20,21). Это не царство мира сего, сказал Он, а царство истины.
«Я Царь. Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (
Ин. 18:37). Апостол Павел говорил, что именно в это царство Христа, царство «праведности и мира и радости во Святом Духе», вошли верующие (
Рим. 14:17;
Кол. 1:13).
Установление этого царства стоило многих мучений, ибо нет венца без креста. В конце Своего общественного служения Мессия, Богочеловек, въезжал в Иерусалим как законный наследник престола Давида. Сидя на ослице, как предписывал это иудейский обычай (см.
Зах. 9:9), Он встретил стихийное, восторженное выражение признания со стороны народа. Во время Его триумфального въезда в царский город, множество народа стелило на землю свои одежды, образуя царский ковер. Люди срезали пальмовые ветви и восклицали: «Осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне!» (
Мф. 21:8, 9), исполняя тем самым слова пророка Захарии. Теперь Иисус явил Себя как Мессия — Царь.
К сожалению, Его провозглашение Своего царского достоинства встретило сопротивление. Сатанинская ненависть к «Безгрешному» достигла наивысшей силы. В течение двенадцати чесов ревнители веры (синедрион) тайно арестовали Его, судили и приговорили к смерти.
Во время суда Иисус публично подтвердил, что Он — Божий Сын и Царь Своего народа (см.
Лк. 23:3;
Ин. 18:33-37). В ответ на это заявление Его, издеваясь, одели в царскую одежду и короновали, но не золотым, а терновым венцом (см.
Ин. 19:2). Иисус был осмеян как Царь. Нанося Ему удары, воины глумились: «Радуйся, Царь Иудейский!» (
Ин. 19:3). И когда римский правитель Пилат представил Христа народу словами: «Се, Царь ваш!» — Его собственный народ единодушно отверг Христа с криком: «Возьми, возьми, распни Его!» (
Ин. 19:14,16).
Христос утвердил царство благодати путем глубочайшего унижения — смертью на кресте. Но вскоре за унижением последовала слава. После вознесения Он занял на небе положение Священника и Царя и разделил с Отцом престол (см.
Пс. 2:7, 8; ср.
Евр. 1:3-5;
Флп. 2:9-11;
Еф. 1:21-23). Это воцарение не дало Ему как Сыну Божьему какую-либо новую власть, ибо полнота власти у него уже была. Но теперь, будучи Посредником между Богом и людьми, Он как человек впервые разделил небесную славу и власть.
2. Царство славы. Царство славы было явлено на горе Преображения. Там Христос показал Себя в Своей славе. «Просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (
Мф. 17:2). Моисей и Илия представляли собою искупленных: Моисей представлял тех, которые умерли во Христе и будут воскрешены, а Илия — тех, которые будут взяты на небо живыми, не увидев смерти, при Втором пришествии.
Установление царства славы при возвращении Христа будет сопровождаться природными катаклизмами (см.
Мф. 24:27, 30, 31; 25:31, 32). Вслед за судом, когда посредническое служение Сына Человеческого в небесном святилище прекратится, «Ветхий днями» — Бог Отец даст Ему «власть, славу и царство» (
Дан. 7:9, 10, 14). Тогда «царство и власть и величие царственное по всей поднебесной дано будет народу святых Всевышнего, Которого царство — царство вечное, и все властители будут служить и повиноваться Ему» (
Дан. 7:27).
Царство славы будет окончательно установлено на земле в конце тысячелетнего периода, когда с небес сойдет Новый Иерусалим (см.
Откр. 20:21). Принимая Иисуса Христа как нашего Спасителя, мы можем стать гражданами Его царства благодати сегодня, а гражданами царства славы — при Его Втором пришествии. Перед нами простирается жизнь с неограниченными возможностями. Жизнь, которую Христос предлагает нам, это не жизнь поражений, несбывшихся надежд и чаяний. Это жизнь постоянного роста и плодотворного общения со Спасителем. Это жизнь, в которой все больше и больше проявляется истинная любовь, радость, мир, долготерпение, благодать, милосердие, вера, кротость, воздержание (см.
Гал. 5:22,23) как плоды взаимоотношений со Христом, предлагаемых каждому, кто верит в Него. Можно ли сопротивляться такому предложению?
1 Относительно пророчества о 70 седьминах см.
70 Weeks, Leviticus, and the nature of Prophecy, ed., Frank B. Holbrook (Washington, D.C.: Biblical Research Institute, General Conference of Seventh-day Adventists, 1986), pp. 3-127.
2 См. библейское обоснование принципа «день за год» в William H. Shea,
Selected Studies on Prophetic Interpretation (Washington, D. C: Review and Herald, 1982), pp. 56-93.
3 Время правления Артаксеркса безошибочно установлено с помощью дат Олимпийских игр, Канона Птолемея, папирусов Слонового острова и вавилонских клинописных дощечек.
4 См. также С. Mervyn Maxwell, God Cares (Mountain View, C.A.: Pacific Press, 1981),vol. 1,pp.216-218.
5 Gleason L. Archer,
Encyclopedia of Bible Difficulties (Grand Rapids, Ml: Zondervan, 1982), p. 291.
6 E. Уайт,
Желание веков, с. 530.
7 Тот факт, что Священное Писание говорит об Иисусе как о «Единородном» и «Первородном», а также указывает на время происхождения, не отрицает Его Божественной природы и существования от вечности. Слово «Единородный» (
Ин. 1:14; 1:18; 3:16;
1 Ин.4:9) происходит от греческого слова «моногенез». В Библии это слово приобретает значение «единственный» или «уникальный», характеризуя не события, произошедшие в определенное время, а особые взаимоотношения. Например, Исаак назван «единородным» сыном Авраама, хотя он не был его единственным сыном и даже первенцем (
Быт. 16:16; 21:1-21; 25:1-6). Исаак был единственным в своем роде, уникальным сыном, которому предстояло стать наследником Авраама. «Иисус Христос, являясь предсущим Богом Божественным созидающим Словом, стал при Своем воплощении в уникальном смысле Сыном Бога. Иисус — «.моногенез» по предназначению, единственный в Своем роде, уникальный во многих аспектах Своей сущности и Своей жизни. Никто из рода человеческого не обладал такой целостной натурой и не имел таких отношений с Божеством. Ни один из людей не выполнил такого служения, как Он. Итак, слово «моногенез» характеризует отношения между Богом Отцом и Сыном Иисусом Христом как отношения отдельных Личностей Божества. Эти отношения характеризуют сложную божественно-человеческую личность Христа в связи с осуществлением плана спасения» (Committee on Problems in Bible Translation,
Problems in Bible Translation[Washington, D. C.: Review and Herald, 1954] p. 202). Таким же образом прилагаемое «Первородный» («первенец») (
Евр. 1:6;
Рим. 8:29;
Кол. 1:15, 18;
Откр. 1:5), которым назван Христос, не подразумевает определенный момент времени. Скорее всего оно подчеркивает важность или превосходство (ср.
Евр. 12:23). У евреев первенец пользовался преимуществами в семье. Будучи первородным среди людей, Христос возвратил человечеству те преимущества, которые были им утеряны. Он стал новым Адамом, новым «первенцем» или главою человечества. Библейское упоминание о дне, в который родился Иисус, следует рассматривать в свете такого понимания терминов «единородный» и «первородный». В контексте слова мессианского пророчества «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя» (
Пс. 2:7) относятся к воплощению Христа (см.
Евр. 1:6), Его воскресению (см.
Деян. 13:33; ср. ст. 30) или Его воцарению (см.
Евр. 1:3, 5).
8 Об этом также говорят грамматические правила греческого языка:
1. Слово «Господь» по отношению ко Христу используется без определенного артикля. «YHWH» в Септуагинте переведено словом
«куриос» (без артикля). Очень часто слово «
куриос» (без артикля) в Новом Завете указывает на Бога (например,
Мф. 7:21; 8:2, б, 25).
2. Если два существительных имеют один общий артикль, следовательно, речь идет об одном предмете или личности. Именно один артикль присутствует в следующих выражениях: «великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (
Тит. 2:13), «правда Бога нашего и Спасителя Иисуса Христа» (
2 Петр. 1:1). Это указывает на то, что о Христе говорится как о Боге.
3. Если имеются два существительных и второе употребляется в родительном падеже без артикля, то для любого из этих существительных справедливо правило: качественная характеристика одного приписывается другому. Поэтому по аналогии с такими выражениями, как «правда Божия» или «гнев Божий» {
Рим. 1:17, 18), можно сказать, что Иисус описан как «Сын Божий» (
Лк. 1:35).
9 Ellen G. White, «The True Sheep Respond to the Voice of the Shepherd»,
Signs of the Times, Nov/ 27, 1893, p.54.
10 E. Уайт,
Патриархи и пророки, с. 34.
11 Писатели-адвентисты часто используют эти выражения, чтобы показать человеческие характеристики Христа, но они никогда не имеют в виду, что Иисус в чем-то был запятнан грехом, На протяжении всей истории официальная позиция Церкви состояла в том, что Господь Иисус Христос был абсолютно безгрешным.
12 В умственном и физическом отношении Христос не обладал врожденным иммунитетом против всех проявлений греха. В этом Он уподобился Своим современникам (См. Ellen G. White, «Notes of Travel»,
Advent Review and Sabbath Herald, Feb. 10, 1885, p. 81). Он взял на Себя человеческую природу, подверженную физическим, умственным и духовным немощам, однако не только морально не пал, но и в действиях был полностью безгрешен. (См. Ellen G. White, «In All Points Tempted Like As We Are», Signs, Dec. 3,1902, p. 2; E. Уайт,
Желание веков, с. 49).
13 Henry Melvill, in Sermons
by Henry Melvill, B.D., ed., C.P. Mcllvaine (New York, N.Y.: Stanford Swords, 1844), p. 47. Под «слабостями» он подразумевал голод, боль, печаль и т.д.
14 Ellen G. White, Letter 8, 1895 in
The Seventh-day Adventist Bible Commentary, ed., Francis D. Nichol, rev. ed. (Washington, D.C.: Review and Herald, 1980), vol. 5. pp.1128, 1129; Cp. SDA
Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 426.
15 Cp. E. G. White, «In Gethsemane», Signs, Dec. 9, 1987, p. 3; White in SDA
Bible Commentary, rev. ed., vol. 7, p. 927.
16 Brooke F. Wescott,
The Epistle to the Hebrews (Grand Rapids, Ml: Wm. B. Eerdmans, 1950), p. 59.
17 F. F. Bruce,
Commentary on the Epistle to the Hebrews (Grand Rapids, Ml: Wrn.
B. Eerdmans, 1972), pp. 85, 86.
18 Ellen G. White, «The Temptation of Christ»,
Review and Herald, April 1, 1875,
p. [31.
19 Philip Schaff,
The Person of Christ, (New York, NY: George H. Doran, 1913), pp. 35, 36.
20 Karl Gllmann, An
Apologetic View of the Sinless Character of Jesus, The Biblical Cabinet; or Hermeneutical Exegetical, and Philological Library (Edinburgh, ThomasClark, 1842), vol.37, p. 11.
21 Ellen G. White, «In Gethsemane», Signs, Dec. 9, 1897, p. 3; Ср. Е. Уайт,
Желание веков, с. 266.
22 Ellen G. White, Letter 8, 1895, in SDA
Bible Commentary, vol. 5, pp. 1128, 1129. Во времена Елены Уайт слову «наклонность» давались следующие определения:
Слово «наклонность» происходит от латинского «
propensus», означает «естественное предрасположение к чему-то, пристрастие, влечение» (Webster’s
Collegiate Dictionary, 3 rd. ed., [Springfield, MA: G. C. Merriam Co., 1916]). Полный словарь Вебстера (
Webster’s Unabridged Dictionary) определяет наклонность как «качество или состояние предрасположения, естественная потребность, расположение к совершению добра или зла, пристрастие, влечение, стремление» (Webster’s
International Dictionary of the English Language [Springfield, MA: G, C. Merriam Co., 1890]). Один из любимых писателей Елены Уайт Генри Мелвил (Melvill) писал: «Хотя Христос принял человеческую природу со всеми ее слабостями, Он не принял ее с греховными наклонностями. Здесь вмешалось Божество. Святой Дух осенил Деву, удалив греховность. А потому рожденная человеческая сущность испытывала скорби и страдания, оставаясь вместе с тем непорочной и безгрешной; орошенной слезами, но не запятнанной пороками; уязвимой для страдания, но не склонной ко греху; разделившей человеческие беды, но не виновной в них (Melvill, р. 47). См. Tim Poirier, «A Comparison of the Christology of Ellen White and Her Literary Sources» (Unpublished MS, Ellen G. White Estate, Inc., General Conference of Seventh-day Adventists, Washington, D.C. 20012).
23 Ellen G. White, «Temptation of Christ»,
Review and Herald, Oct. 13,1874, p. [1]: Cp. White in SDA
Bible Commentary, vol. 7, p. 904.